Фрагмент для ознакомления
2
Человек, взаимодействуя с окружающим миром и другими людьми, формирует определенное отношение к ним и «переживает то, что происходит с ним и что совершается по отношению к нему». Это переживание создает область чувств и эмоций индивида.
В большинстве теоретических трудов, изучающих психологию эмоций, акцентируется внимание на том, что условия и факторы, определяющие жизнь и действия человека, становятся психологически значимыми и эффективными только в том случае, если они находит общий язык с его эмоциональным восприятием, преодолевают барьеры и закрепляются в этой области .
Эмоция как процесс представляет собой оценку информации, поступающей в мозг о внешней и внутренней среде. Она анализирует реальность и доводит свою оценку до сознания организма.
Эмоции – это отражение подлинной реальности в виде переживаний. Разнообразные формы выражения чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и другие) в совокупности создают эмоциональную область личности .
Тревожность, являющаяся аспектом эмоциональной сферы индивидуальности, представляет собой довольно распространенное и многозначное явление, требующее глубокого изучения со стороны специалистов различных областей, таких как педиатрия, неврология, психиатрия, психология и педагогика .
В психологической науке существует множество толкований этого термина, однако большинство исследователей соглашается, что тревожность следует воспринимать как дифференцированное, ситуационное явление и как характеристику личности, учитывающую переходные состояния и их динамику.
По словам Прихожана А.М., тревожность трактуется как переживание эмоционального дискомфорта, вызванного ожиданием негативных событий и предчувствием грозящей угрозы. Он выделяет тревожность как эмоциональное состояние и как стабильное качество, присущее личности или ее темпераменту .
Столяренко Л.Д. определяет тревожность как свойство человека, проявляющееся постоянно или в конкретных ситуациях, при которых возникает повышенное беспокойство и страх.
Астапов В.М. утверждает, что тревожность — это переживание эмоционального неблагополучия, связанного с опасностью или возможными неудачами .
Следовательно, психологи используют термин «тревожность» для описания состояния, характеризующегося высокой восприимчивостью к переживаниям, опасениям и беспокойству, сопровождаемыми негативными эмоциями.
По концепции Спилбергера Ч.Д., важно различать тревогу как состояние и тревожность как личностное свойство. Тревога представляет собой реакцию на потенциальную угрозу, будь она действительной или вымышленной, и описывает эмоциональное состояние, которое характеризуется расплывчатым ощущением страха без конкретного объекта . В отличие от тревоги, страх возникает как ответ на четко определенную опасность. Тревожность же является личностной особенностью, заключающейся в склонности испытывать беспокойство в различных ситуациях, даже если объективные обстоятельства к этому не располагают.
Автор указывает на возможность различения двух форм проявления тревоги, обозначаемых как A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), что подразумевает различие между временными и более устойчивыми предрасположенностями.
С точки зрения Спилбергера Ч.Д., тревога проявляется в следующих аспектах :
- угрозы или значимые ситуации вызывают состояние тревоги, которое субъективно переживается как неприятное и варьируется по интенсивности;
- интенсивность тревожного переживания соразмерна степени угрозы или важности причины;
- лица с высокой тревожностью воспринимают потенциальные угрозы более остро;
- состояние тревоги меняет поведение и активирует защитные механизмы личности, к чему ведут частые стрессовые ситуации.
Чарльз Спилбергер подчеркивает, что взаимоотношения с родителями и детские переживания играют ключевую роль в формировании тревожности как личностной черты.
Тревожность взаимодействует с личностными чертами и может их изменять. Исследования выявили связь между уровнем тревожности и уровнем притязаний. Выяснилось, что тревожность может либо снижать уровень притязаний из-за излишней осторожности, либо усложнять адекватную оценку ситуации и собственных возможностей, что может привести к значительным изменениям притязаний как вверх, так и вниз.
Личностная тревожность, проявляющаяся в виде реакции на стрессовые ситуации, частично обусловлена наследственностью. Ученые полагают, что уровень нейротизма, сопоставимый с личностной тревожностью, сформировался в результате естественного отбора, создавая оптимальное распределение тревожности в обществе. Многие дети страдают от тревожности .
По мнению Прихожан А.М., тревожность возникает из внутренних конфликтов, когда желания и потребности противоречат друг другу, вызывая неуверенность.
Автор выделяет две формы тревожности: открытая и скрытая. Открытая тревожность подразделяется на нерегулируемую, регулируемую и культивируемую . Как утверждает Астапов В.М., тревога является основным источником агрессии, скрывая неуверенность и ощущение униженности. Эмоции отражают реальную действительность и формируют эмоциональную сферу личности, где тревожность выступает как повышенная склонность к беспокойству в различных жизненных ситуациях.
В психологической литературе тревожность рассматривается как ситуативное явление и личностная характеристика, с учетом динамики и переходных состояний . Современные исследования акцентируют внимание на различии между ситуативной тревожностью, возникающей в ответ на конкретные ситуации, и личностной тревожностью, являющейся стабильным признаком личности. Важным аспектом является взаимодействие личности с окружением, что влияет на уровень тревожности .
Например, в исследовании Неймарк М.З. был выявлен отрицательный эмоциональный фон у подростков, который проявлялся в беспокойстве и страхе. Эти состояния были предшествующими неудовлетворенности их высокими притязаниями на успех, что приводило к эмоциональному неблагополучию. У подростков с повышенной самооценкой также наблюдалась тревожность, поскольку они стремились быть «самыми лучшими» в учебе или коллективе, но не имели реальных возможностей для достижения этих целей .
Неадекватно высокая самооценка у детей часто возникает из-за неправильного воспитания и завышенных оценок взрослых. Дети, получая высокую оценку окружения, могут не осознавать реальных недостатков в своих знаниях и навыках, что приводит к эмоциональным проблемам при столкновении с трудностями. Стремление сохранить высокую самооценку вызывает тревогу, поскольку реальность может противоречить их ожиданиям. Сначала тревога может быть оправдана, но с течением времени она становится устойчивой чертой характера, формируя недоверчивость и ожидание неприятностей.
Ученые, такие как Драгунова, Т.В., Славина Л.С., Макслак Е.С., Неймарк М.С., подчеркивают, что аффект препятствует правильному формированию личности, поэтому важно корректировать самооценку ребенка. Для этого психологи рекомендуют либо увеличивать реальные возможности ребенка, либо адаптировать его самооценку к действительности. Наиболее конструктивный способ — переключение интересов и притязаний ребенка в области, где он сможет ощутить успех и подтвердить свою ценность.
Исследование Славиной Л.С. выявило, что у детей с аффективным поведением сложные эмоциональные переживания часто связаны с аффектом неадекватности . Эти переживания могут приводить к трудностям в поведении, однако отечественные психологи утверждают, что они не обусловлены врожденными агрессивными или сексуальными инстинктами, которые якобы "ждут освобождения" и оказывают влияние на человека на протяжении всей жизни. Вместо этого акцент делается на значении внешних факторов, таких как эмоциональная среда и воспитание, которые могут формировать такие аффективные состояния. Это означает, что проблемы с поведением детей в значительной степени можно объяснить их социальным и эмоциональным опытом, а не врожденными предрасположенностями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Владос - Пресс, 2015. - 220 с.
2. Бандура А. Теория социальной когниции / А. Бандура. – М.: Питер, 2018. – 320 с.
3. Бутенко Е. С., Савельева Н. Н. Психология тревожности подростков / Е. С. Бутенко, Н. Н. Савельева. – СПб.: Речь, 2015. – 240 с.
4. Ванюк О. В. Влияние тревожности на учебную деятельность школьников / О. В. Ванюк. – М.: Наука, 2015. – 182 с.
5. Гончарова Л. А. Психология подростка: проблемы и пути их решения / Л. А. Гончарова. – Екатеринбург: Урал. ун-т, 2016. – 276 с.
6. Ермолаева Т. В. Эмоциональные факторы успешности обучения / Т. В. Ермолаева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2015. – 200 с.
7. Зинченко В. П., Зинченко Е. А. Психология стресса и тревожности / В. П. Зинченко Е. А. Зинченко. – М.: Академический проект, 2015. – 384 с.
8. Карпова Н. А. Влияние стресса на учебную успеваемость подростков / Н. А. Карпова. – Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2017. – 150 с.
9. Ковалина В. И. Формирование стратегии преодоления тревожности у подростков / В. И. Ковалина. – Казань: Казанский университет, 2019. – 220 с.
10. Лебедева А. С. Основы детской и подростковой психологии / А. С. Лебедева. – Москва: Научная книга, 2018. – 330 с.
11. Мартынова И. А. Тревожность и ее влияние на обучающуюся деятельность подростков / И. А. Мартынова. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – 175 с.
12. Николаева О. В. Психологические аспекты учебной тревожности / О. В. Николаева. – СПб.: Издательство РГПУ, 2015. – 135 с.
13. Петров С. А. Стресс и его влияние на успех обучения у подростков / С. А. Петров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 300 с.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МОДЭК, 2015.- 304 с.
15. Прохорова А. Н., Мишина Л. М. Тревожность как барьер для успешного обучения / А. Н. Прохорова Л. М. Мишина. – Ярославль: ЯГПУ, 2016. – 195 с.
16. Реброва Н. П. Тревожность и образовательные достижения / Н. П. Реброва. – Иваново: Ивановский университет, 2015. – 160 с.
17. Рыков В. И. Психология подросткового возраста / В. И. Рыков. – Уфа: Башкирский университет, 2017. – 310 с.
18. Сидоренко Е. В. Влияние учебной тревожности на когнитивные способности / Е. В. Сидоренко. – Тула: Издательство ТулГУ, 2019. – 220 с.
19. Степанова Н. Г. Взаимосвязь тревожности и успеха в учебе у подростков / Н. Г. Степанова. – Кемерово: Кемеровский университет, 2018. – 190 с.
20. Тихомиров М. А. Социальная адаптация подростков / М. А. Тихомиров. – Челябинск: ЧелГУ, 2015. – 250 с.
21. Федорова Т. В. Эмоциональное благополучие и учебная успеваемость / Т. В. Федорова. – Саратов: Издательство СГУ, 2015. – 210 с.
22. Шмидт Е. А., Владимирова И. П. Исследование тревожности у подростков в учебной среде / Е. А. Шмидт, И. П. Владимирова. – Нижний Новгород: ННГУ, 2021. – 175 с.